Мастера уходят...

16.04.2009

19 марта 2008 года скончался сэр Артур Кларк, английский писатель, считавшийся одним из главных творцов научной фантастики. Кларк также был изобретателем и футурологом, именно он предложил использовать спутники связи на геостационарных орбитах. Благодаря этой идее была создана глобальная система коммуникаций.

Вот, что написал про Артура Кларка один человек...

Я помню двенадцать номеров "Техники - молодежи" за 1980 год. Я их с трудом собрал, так как было это уже спустя пять лет после их выхода. Некоторые обложки номеров помню до сих пор, особенно девятый, приуроченный к годовщине Куликовской битвы, и еще один, с картой олимпийских объектов и новостроек Москвы.
Я собирал эти журналы, чтобы прочесть гениальный роман "Фонтаны рая". Именно тогда я познакомился с размашистым гением Артура Кларка, с его неистощимыми идеями. Я всегда радовался, что до воплощения некоторых из них великому писателю-фантасту даже удалось дожить.
"Фонтаны рая" сразили меня наотмашь. Там была Лестница богов, покорившая мое воображение нечеловеческим размахом и наивными туристами, пренебрегавшими фуникулером при спуске с горы. Будто пять километров пути по ступеням вниз одолеть проще, чем истым верующим подняться той же дорогой к храму.
Идея орбитального лифта стала для меня настоящим откровением, кощунственным и гениальным одновременно. Мне претил относительный уют такого неромантического средства доставки пассажиров и грузов на орбиту. Как всякий ребенок я идеализировал полеты, что атмосферные, что космические. Но лифт меня крепко зацепил - показал, насколько нетривиальным может быть путь решения актуальной задачи.
Много еще чего там было, достаточно вспомнить пресловутые геостационарные спутники связи, о неполученном патенте на которые позднее сетовал сам писатель, или тот же медицинский монитор, считывающий данные о состоянии здоровья носителя и в реальном времени передающий их в диагностический центр. Кого этим теперь удивишь? То ли дело в 70-80-х годах...
В общем, я полюбил книги Кларка сразу и безоговорочно. Он был истинным фантастом, прямым продолжателем дела великих пророков английской фантастической литературы - Герберта Уэллса и Джона Уиндема.
Настоящим коньком писателя был Контакт, он был певцом Контакта. Благодаря Кларку я понял, что такое долгожданное событие для человечества может оказаться мимолетной случайностью, и могучий ковчег "Рама" пренебрежительно пролетит Солнечную систему, заложив в ней маневр для дополнительного разгона.
А в рассказе "До Эдема" земляне привезенными бактериями уничтожают собственное уникальное открытие - внеземную жизнь на Венере...
Я уже и не говорю о "Космической одиссее", возродившей в умах людей надежду отыскать все-таки живые организмы в пределах Солнечной системы, а именно - на покрытых льдом спутниках Юпитера.
Однако не одними гипотезами и прозрениями отличались миры Артура Кларка. Фантасту был присущ недюжинный талант художника, прирожденного ценителя жизни, ни на секунду не забывавшего о человеческом в человеке, и поэтому Кларк без всякой опаски и тени пошлости описывает секс на борту космолета "Андрей Сахаров".
Кларк поселился на Цейлоне, на острове, в который фантаст влюбился чуть ли не с первого взгляда и даже живописал в своем романе "Фонтаны рая", переместив его немного южнее, на самый экватор, во имя воплощения идеи орбитального лифта.
Там же, на острове моего любимого чая, Артур Кларк умер. Ушел прекрасный писатель и автор гениального романа "Конец детства". Кларк относился к тем немногочисленным фантастам англо-американской школы, которых печатали в СССР. Они формировали мои литературные вкусы, и вклад Артура Кларка в мои представления о хорошей SF переоценить невозможно. Канула безвозвратно важная частичка меня.
Да, теперь действительно похоже на конец детства.

 

20 марта 2009 года в Москве в Боткинской больнице на 74-м году жизни умер писатель Еремей Парнов – один из самых ярких представителей советской беллетристики.

Еремей Парнов родился в 1935 году в Харькове, окончил химическое отделение Московского торфяного института. В 1961 году опубликовал свой первый фантастический рассказ, написанный в соавторстве с Михаилом Емцевым ("Секрет бессмертия"). На протяжении 1960-х годов Парнов в творческом дуэте с Емцевым пишет ряд мистически-фантастических романов, среди которых "Море Дирака", "Слеза большого водопада", "Последняя дверь", "Клочья тьмы на игле времени". В 1970 году дуэт распадается, и Парнов уже почти не пишет чистую фантастику, но принимается за детективы. Именно тогда написаны, наверное, лучшие его книги, серия романов о капитане милиции Люсине. Самая известная – "Ларец Марии Медичи", где Люсин, расследуя дело о пропаже в Ленинграде французского бизнесмена, выходит на загадку ларца с драгоценностями, припрятанного от крестоносцев монахами-еретиками.

В романах Парнова модные сегодня темы оккультизма и мистики, составляющие кассу брауновского "Кода да Винчи" и иже с ними, возникали еще тогда, когда само слово было полузапретным. Он ходил по краю, но романы его были столь идеологически безупречны, что проходили в печать, а сам он был фигурой глубоко официальной, главой совета по приключенческой и научно-фантастической литературе при Союзе писателей СССР и главой Клуба московских фантастов. В его трилогии о Люсине доблестная милиция сражалась с колдовством былых времен. Роман "Клочья тьмы на игле времени" был фактически историей оккультных сект, подававшейся под соусом борьбы с возрождающимся фашизмом, вечного сражения рационализма и мистицизма. Точно так же, как и документальная книга "Трон Люцифера" с подзаголовком "Критические очерки магии и оккультизма", была единственной официально существовавшей в СССР историей мистицизма.

Книги Парнова – важная страница в истории советской беллетристики, в которой постоянно приходилось лавировать, выстраивать баланс между детективом, фантастикой, мистикой и идеологически выдержанной риторикой для цензуры. Это беллетристика высочайшего класса, которая для своего времени была больше, чем просто развлекательные книги для чтения. Огромная и сегодня, увы, практически невостребованная работа, проделанная, чтобы заставить людей думать о вещах, о которых они уже двадцать лет как думать забыли.

 

Морис Дрюон не дожил несколько дней до 91-летия

Знаменитый французский писатель, член Французской Академии Морис Дрюон скончался во вторник, 15 апреля 2009 года, передают французские СМИ со ссылкой на заявление постоянного секретаря Французской академии Элен Каррер д'Анкос.

Морис Дрюон не дожил несколько дней до 91-летия - он родился в Париже 23 апреля 1918 года. Дрюон стал членом Французской академии в 1966 году и был ее постоянным почетным секретарем. "Он был очень близким другом, это огромная потеря для Академии. Он был памятью Академии, знал ее обычаи и привычки", - сказала д'Анкос.

Морис Дрюон - один из самых известных современных французских писателей, "живой классик" французской литературы. Впервые начал публиковаться в восемнадцатилетнем возрасте. С 1937 по 1939 год - студент факультета политических наук Парижского университета. После окончания в 1940 году военной школы в городе Сомюр получил воинское звание офицера кавалерии. Морис Дрюон участвовал в боях по защите Франции от фашистов. После поражения Франции демобилизовался и остался в неоккупированной зоне.

Участвовал во французском Сопротивлении. В 1942 году инкогнито через Испанию и Португалию перебрался в Лондон, где присоединился к созданному Шарлем де Голлем движению "Свободная Франция". Стал одним из его близких соратников. Занимался в штабе вопросами информации. Одновременно являлся фронтовым корреспондентом французских и союзнических войск. В 1973 - 1974 годах, при президенте Жорже Помпиду, Дрюон занимал пост министра культуры Франции.

С 1946 года Морис Дрюон посвящает себя литературной деятельности. В 1948 году опубликовано первое большое произведение писателя - "Сильные мира сего", за которое в том же году он был удостоен престижной Гонкуровской премии. В 1966, 1998 и 2000 годах за успехи в литературном творчестве удостоен премий принца Монако, Сен-Симона и д'Обине соответственно.

Дрюон написал свыше 50 романов, драматургических поэм и пьес, в том числе хорошо известный в России исторический цикл "Проклятые короли", принесший ему всемирную славу и известность. Дань памяти писателя во вторник отдал президент Франции Николя Саркози.

"Я прощаюсь с великим писателем, великим борцом сопротивления, великим политическим деятелем, великим мастером пера и человеком великой души", - говорится в президентском коммюнике. "Морис Дрюон останется в истории, прежде всего, как автор (гимна французского Сопротивления) "Песни партизан", вместе со своим дядей Жозефом Кесселем. Он рисковал своей жизнью в Сопротивлении, и этот огонь, эта страсть к Франции и к свободе никогда не покидали его", - заявил президент.

Морис Дрюон стал одним из 75 обладателей Большого креста ордена Почетного легиона - высшей государственной награды Франции. Удостоен высоких государственных наград Аргентины, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Греции, Италии, Ливана, Марокко, Мальты, Мексики, Монако, Португалии, СССР (орден Дружбы народов), Сенегала, Туниса.

Как напоминает РИА "Новости", в июле 1993 года указом президента России Бориса Ельцина Морис Дрюон был награжден орденом "за большой вклад в развитие и укрепление культурных связей между Россией и Францией", а в 2007 году писатель стал иностранным членом Российской академии наук.

.

Тэрри ушёл

"Жизнь - это привычка, от которой так тяжело отказываться" (с)

Тэрри Пратчетт и Смерть

Мастера уходят...

Памяти ушедших Кларка, Парнова, Дрюона...

Сайт "ПАРАДОКС"

"Тропа" имеет честь представить необычный сайт, встретившийся ей в дебрях Рунета

Облачные шаманы

Вы когда-нибудь пробовали пристально созерцать облака?